«Ничто так не мешает видеть, как точка зрения».
(острослов Дон-Аминадо)

И у каждого она своя, и переубедить изменить свой взгляд на ситуацию, либо прислушаться к чужому мнению невозможно. Так человек устроен.

Перед очередным заседанием городской Думы, повестка дня которой была утверждена месяц назад, получила объемную папку материалов (письма и обращения, газетные публикации, распечатки из интернета) по поводу установки памятника поэту Б.А. Ахмадулиной и … порадовалась. За нас тарусян, избранных, удостоеных жить в уникальном месте, название которому ТАРУСА. Говорю это без малейшей иронии. Представте себе, в педагогике существуют различные методики и приемы обучения . Один из них (считается наиболее перспективным в работе с труднообучаемыми детьми) метод погружения в тему, среду, пространство. Мне кажется, что мы, живя в Тарусе не просто погружены, мы утопаем в той благодати, которая нам с неба валится, как манна небесная .

 

Хорошо живём!

Не задавались вопросом: в чем причина? - Стечение обстоятельств, близость к Москве, тарусские дали, местные ландшафты…. Перечислять можно и дальше. Но истина где-то рядом и ответ наивен в своей простоте - все дело в людях. И в коренных и понаехавших, в дачниках и заезжих туристах, в местных и чужих.

В последнее время, в связи с действием на базе образовательных учреждений нашего района Федеральной стажировочной площадки - ресурсных центров по духовно-нравственному воспитанию, приходится принимать много делегаций стажеров, специалистов системы образования не только из Калужской области, но и из отдаленных уголков России. Всех их, как дорогих гостей, прежде всего, знакомим с нашим городом, его историей, культурой, традициями. Реакция однозначная: завидуют… и восхищаются людьми, именно тарусянами. Тому, как мы любим свой город, заботимся о нем, живем насыщенной интересной жизнью и т.д.и т.п. Собственно сейчас это подтвердили и представленные депутатской комиссией материалы. Нет равнодушия, безразличия, безнадежности. За каждым документом (а все материалы являются свидетельствами исторического события) любовь и забота ,боль и надежда, желание быть услышанным и услышать других. Это действительно уникальное свойство нашей Тарусы объединить всех ради одного общего дела - ее процветания. Нам только кажется, что воюем за тот или иной памятник, то или иное место под солнцем. Нет. Все это естественная форма созидания.

Депутатам, например, еще ни одну Думу придется отзаседать, чтобы все предложения, поступившие за последние два месяца в наш адрес обсудить и претворить в жизнь, по мере надобности, конечно.

Со своей стороны мы обнаружили не только недостаток практических знаний в области местного самоуправления, но и недостаток элементарных нормативно-правовых актов, по которым город должен жить и развиваться. Спасибо всем за соучастие, сопричастность, сотрудничество и главное выдержку и терпение, которое каждый из вас дорогие земляки продемонстрировал в, казалось бы, безвыходной ситуации. Надеемся, Соломоново решение будет найдено и нам не придется бронзовую скульптуру распиливать пополам, чтобы разделить ее между противоборствующими сторонами. И не хотелось , бы лишиться этого проекта, именно проекта в целом, т.к. речь идет об одном конкретном памятнике по замыслу автора, привязанному к одному конкретному месту.

Если мы соглашаемся с предложенным вариантом - памятник будет установлен в Тарусе . Не соглашаемся - возможно в каком-то другом месте. Третьего варианта нет. Хотя почему нет?

Обратимся к истории.

Вот как Журналист Элеонора Белевская описывает подобный случай: «Когда рассказ "Кирилловны" был опубликован в 1961 году в альманахе "Тарусские страницы", он воспламенил сердца поклонников поэзии Цветаевой. Вскоре в Тарусе появился посланец любящей Марину киевской молодежи студент Семен Островой. Он был преисполнен решимости воздвигнуть здесь, завещанный Цветаевой памятник. Для этого у него не было ни средств, ни соответствующих санкций - одна лишь любовь к Марине, и она буквально сдвинула горы.

Страстный монолог Острового произвел такое впечатление на начальника тарусского карьера, что он ему подарил большой золотистый гранит весом 3-4 тонны (по воспоминанию Анастасии Цветаевой).

Тяжеленный камень с огромным трудом был привезен и установлен на том холме, где расположено поэтичное матвеевское надгробие Борисова-Мусатова. Юный поклонник Марины Цвеетаевой сам высек красивые буквы завещанной надписи.

А далее... «Увы, собралась общественность...»(А. Цветаева). Сформировалось общественное мнение, что так не делается, что самозванный поклонник установил камень не у себя дома, не в личном садике, а на земле города Тарусы, а для этого нужно разрешение властей, тем более, что речь идет о памятнике поэту всесоюзного значения со сложной судьбой, много лет проведшему за пределами Родины и т.д. и т.п.

И неофициальный памятник, всего два дня простоявший над Окой, был увезен, а потом разбит на мелкие куски. Паустовский, способствовавший установке памятника, теперь помогал его сносу.

Так закончилась эта героическая попытка энтузиаста-одиночки увековечить в Тарусе память Марины Цветаевой.

О суверинитете местного масштаба.

Вот и сегодня, думаю, что для всех нас главное не ошибиться в выборе или не…выборе.

Депутатам проще они будут действовать в рамках 131-ФЗ «Об организации местного самоуправления в РФ» , (особенно в части правотворческой деятельности жителей городского поселения, их обращений и заявлений) впрочем, как и остальные органы власти и местного самоуправления городского, районного, областного и федерального уровней. И вы, уважаемые избиратели наши действия проконтролируете, а прокуратура поправит, если, что не так. Получится и демократично, а главное законно.

Почему обращаю внимание на областной и федеральный уровни? Посмотрите на адрес своего проживания: Россия, Калужская область , город Таруса… То есть, наш город по административно-территориальному делению, закрепленному Конституцией РФ находится ни где-то за пределами вселенной, а в пределах огромной страны России и региона, именуемого Калужская область. А это значит, что сепаратизма здесь быть не должно - Таруса не частная лавочка, а одно из культурно-исторических, любимейших мест россиян. Искренне благодарна за смелые по этому поводу заявления москвича-тарусянина А.В.Щипкова. Мы до того привыкли делить Тарусу на своих и чужих, что уже сами себе противоречим. Кто были по мнению «коренных тарусян» К.Г Паустовский, Н.В. Богданов, Марина Цветаева и Николай Заболоцкий - дачниками, а некоторые знаменитости вообще «101й километр» . Сегодня же заявляем, что они гордость и слава Тарусы.

С другой стороны, критикуем Губернатора Калужской области, что он вмешивается в наши дела. Но он ведь не только Губернатор, он еще и гражданин России и житель Калужской области и судя по тем документам, которыми мы располагаем он не давал указание ставить памятник в том или ином месте. На обращении автора проекта в его адрес ,( в котором Б.А. Мессерер подробно описывает место расположения памятника в городском сквере на берегу Оки) А.Д.Артамоновым подписано : «С установкой памятника согласен». Согласен… Наверное, как гражданин России и житель Калужской он имеет на это право. Более того 14 марта 2013 года накануне 80-летнего юбилея художника в рамках своих полномочий Губернатор подписал Постановление о награждении Б.А. Мессерера медалью Калужской области «За особые заслуги перед Калужской областью».

Прозвучало предложение обратиться к Президенту? Пожалуй, не стоит. С его позицией по поводу «последней великой поэтессы ХХ века» многие из россиян знакомы. В 2004 году В.В.Путин лично вручил Б.А. Ахмадулиной Государственную премию «За продолжение и развитие высоких традиций отечественной поэзии» , а в одном из последних выступлений перед самой сложной аудиторией - родительским собранием, заявил, что нельзя изымать из учебников русской литературы имена поэтов Ахмадулиной, Окуджавы, Высоцкого. Ирония судьбы: все они прямо или косвенно связаны с Тарусой.

Таким образом, получается, что наша с вами малая Родина - Таруса, является частью единой и пока еще неделимой России, а мы все ее РАВНОПРАВНЫЕ граждане.

По мнению авторитетов.

Одно из наиболее часто поминаемых в заявлениях и обращениях (после Ахмадулиной и Мессерера) имен - К.Г.Паустовкий. На него ссылаются, его приводят в пример как писателя и гражданина . И хоть нет пророков в своем Отечестве, давайте согласимся с авторами публикаций и посмотрим, что Константин Георгиевич на этот счет писал. Например, в повести «Черное море» устами архитектора Сметанина писатель убеждает, что «каждый город должен иметь свое лицо». И иронизируя над современными ему деятелями от архитектуры, устами инженера Купера из «Кара - Бугаза» предлагает такой вариант: «…нужно один из старых русских городов, вроде Углича сделать показательным по старине: засеять его улицы ромашкой и болиголовом, заселить бывшими просвирнями, владеющими по свидетельству Пушкина, чистейшим московским языком».

По поводу градостроительства , изучая творчество писателя, доктор географических наук, профессор Г.М. Лаппо провел уникальное научное исследование: «Воображение, столь важное для писателя, имеет и практическое значение. Оно необходимо градостроителям, разрабатывающим проекты новых городов и реконструкции существующих. Проекты будущего не получатся у людей, лишенных воображения. Для этого нужна романтика и полет фантазии.» Паустовский призывает градостроителей: «Сделайте города такими, чтобы ими можно было гордиться, чтобы в них можно было работать, думать и отдыхать, а не заболевать неврастенией и трамвайным бешенством. В них должны быть памятники, сады, фонтаны, повороты улиц и лестниц, перспектива, — чтобы всюду были свет, тишина, ветер и воздух. Город должен быть прекрасен так же, как прекрасны вековые парки, леса и море».

Первостепенное значение городов Паустовский видел в том, что они играют роль центров культуры. В его произведениях города предстают в особом свете вследствие своей причастности к жизни и творчеству великих людей. «С ранней юности у меня была неистребимая страсть посещать места, связанные с жизнью любимых писателей и поэтов», — пишет он. Писатель упорно работал, овладевая сокровищами культуры. Он сам был убежден и всем своим творчеством убеждал других: «Чем больше знает человек, тем полнее он воспринимает действительность».

Конкретные предложения.

Собственно, ныне здравствующие Почетные Граждане города и обратились к депутатам Городской Думы « со всей ответственностью отнестись к состоянию центральной части города, в которой необходимо обеспечить сохранение существующей застройки, реконструкцию жилого фонда, строительство зданий культурно-бытового назначения, но самое главное предусмотреть работы по благоустройству с позиции предназначения этой зоны».

«Федеральный закон ФЗ-131, как мы знаем, отнес вопросы благоустройства к компетенции поселений и городских округов, а не районов. Именно органы местного самоуправления, коим является Городская Дума в лице всенародно избранных депутатов, осуществляют стратегическое планирование жизнедеятельности муниципального образования «Город Таруса». Ведь само понятие «благоустройство » включает в себя не только санитарно-экологическое, но и эстетическое состояние территории. Поэтому именно Думой, как мы понимаем, должно быть утверждено генеральное планирование города, в том числе с возможным обустройством памятных (памятников) и исторических мест» - цитата из обращения в Городскую Думу Почетного члена Российской Академии художеств, Почетного работника дипломатической службы РФ, Чрезвычайного и Полномочного Посла А.А. Обухова и писательницы, члена Союза журналистов О.И. Обуховой.

Серьезные нарекания со стороны Почетных граждан мы получили за отсутствие местных «законов»: «нужно не откладывая формировать нормативно-правовую базу с учетом особенностей нашего народа. Т.е. не прикрываться посадкой цветов и деревьев ( не отрицаем: это очень нужное дело). Речь идет о стратегии развития целого направления - историко-культурного туризма. Чтобы стать вторым Золотым, а не транспортным кольцом нужно осмыслить свое предназначение, консолидировать все силы для привлечения инвестиций, в том числе и для установки памятников, наведению чистоты и порядка на улицах города».

Но особое внимание нам пришлось обратить на заключительную часть Обращения: «Уважаемые депутаты, мы обращаемся к вам с одной просьбой - возьмите груз ответственности за решение о принятии прекрасного подарка Тарусе на себя. Понятно, что лучшего места, чем городской сквер, для установки памятника Б.А. Ахмадулиной нет. Продемонстрируйте здравый смысл и чувство справедливости. Давайте смотреть правде в лицо, ведь если бы не Б.А. Мессерер, сумевший привлечь в Тарусу не только талантливого скульптора, но и большие деньги, такой достопримечательности город бы не имел. За несколько лет сквер с памятником М.Цветаевой стал брендом Тарусы. Это самое узнаваемое и самое посещаемое место в нашем городе. Мы предлагаем вам поверить в художественный замысел автора и принять положительное решение на поступившее от литературного института им. Горького предложение. » Обращение подписали Л.И. Иванова, А.А. Шаблинский, В.В.Щербаков, М.Б. Добриян.

Заключение специалиста.

Давно известно что, сколько людей, столько и мнений. Поэтому каждое заявление подобного рода требует детальной проработки и внешней экспертизы, либо фактического подтверждения. Одно из них мы получили , прямо из администрации Губернатора. Директор музея изобразительных искусств им. А.С. Пушкина И.А.Антонова обратилась к Анатолию Дмитриевичу Артамонову с просьбой поддержать широкую инициативу деятелей российской культуры и установить в г. Тарусе Калужской области «памятник великому современному поэту России Белле Ахмадулиной, чья жизнь и творчество долгие годы были связаны с этим прекрасным городом », обосновывая это тем, что «Проект памятника, выполненный Народным художником России Б.А. Мессерером, в профессиональных кругах признан безукоризненно удачным. Очень интересным нам представляется его предложение поставить памятник на высоком берегу Оки, вблизи памятника М.И. Цветаевой. Ведь именно этот памятник, установленный несколько лет назад при участии Б.А.Мессерера, положил начало уникальному художественному замыслу под названием «Литературно-художественная тропа Тарусы». Идея такого маршрута важна для города, как для развивающегося туристического центра: именно в этом месте, на берегу Оки, было бы интересно создать единый ансамбль монументов, посвященных выдающимся писателям и поэтам России, прославившим, в частности Тарусу.

Неоспоримым доводом в выборе места для памятника Б.Ахмадулиной вблизи памятника М. Цветаевой является уникальная и единственная в своем роде в российской поэзии творческая преемственность , наследование Б.Ахмадулиной литературной традиции М.Цветаевой и то, как две поэтессы разных эпох сумели воспеть Тарусу. Близость этих памятников будет зримо воплощать связь времен, непрерывный духовный процесс русской литературы.»

Недавнее прошлое.

По поводу участия Б.А. Мессерера в письме сказано очень скромно , поэтому нам пришлось прибегнуть к архивным материалам осени 2006 года, касающихся открытия в Тарусе памятника М.Цветаевой и вот на что тогда обратили внимание современные «летописцы» В.Володина, О.Григорьева, В.Васильева и др.

Цитаты: «В Тарусе, накануне дня рождения Марины Цветаевой, ей установили памятник. Архитектор проекта — Борис Мессерер, скульптор — Владимир Соскиев. На высоком берегу Оки, рядом с фигурой поэта — живое деревце красной рябины. На открытии Белла Ахмадуллина читала ее стихи. «Вот эта рябина как знак родины, как ее символ. В общем, наверное, это та обитель, где душе Цветаевой наиболее просторно. Мы понимали и прежде, когда еще не было этого изящного, стройного и скорбного памятника и все-таки несомненно, утешенного общей любовью, что и сам воздух Тарусы есть памятник Марине Цветаевой. Но все-таки хорошо, что наяву мы обретаем изображение ее силуэта. Я уверена, что многим людям это принесет утешение во дни печали или вдохновение во дни любви или творчества», — говорит Белла Ахмадуллина.

«Идея открытия памятника Марине Цветаевой принадлежала художнику Борису Мессереру. Сам он считает себя патриотом города Тарусы, жил в нем с довоенного времени, и теперь помогает Тарусе оставаться благодарной памяти тех, кто сделал этот город уникальным духовным центром.»

«Всегда пронзала мысль о том, что должен стоять на этой земле памятник Марине Ивановне Цветаевой, — говорит Борис Мессерер. — Ее образ витает над нами, мы преклоняемся перед ее гением и склоняем голову перед ее великой и трагической судьбой».

«Я знал ее дочь, Ариадну, бывал здесь часто, — говорит Владимир Соскиев. — У меня был учитель, к которому она часто приходила в гости вечерами. Несколько вечеров я провел вместе с ней. Дочь читала прекрасно ее стихи, замечательно. Белла Ахатовна читает красиво, я больше не слышал, кто еще может так читать. Мне важно было этот образ попытаться поймать в целом, понять. Тут даже не столько фотография, сколько идешь из внутреннего какого-то состояния ее. Именно так я представляю ее себе».

«Мне показалось, что это ее место, именно на фоне воды, этой прекрасной русской реки. Место это было в довольно-таки убогом состоянии, но все равно в нем было что-то такое замечательное, что нас заставило поставить памятник именно здесь. Мы очень долго боролись за то, чтобы нам дали это место. Слава тебе, Господи, что это состоялось!» - Б.А.Мессерер.

«Все, что было в этот день, поклонники Марины Цветаевой наполняли особым смыслом: «Вот только что была радуга в форме гусиного пера, — говорит одна из поклонниц творчества Марины Цветаевой. Потрясающе!»

«Борис Мессерер на церемонии открытия памятника говорил о дальнейших планах благотворителей этого тарусского проекта: «И мы продолжим перечень великих имен, которые здесь жили. Мы вспомним и Константина Георгиевича Паустовского, и Николая Заболоцкого. И мы помним все, что здесь было. И Бродского помним, который сюда приезжал, и великих диссидентов Марченко и Богораз. Мы помним все эти имена. Мы будем служить этой идее. А сегодня мы счастливы открыть этот изумительный памятник, и вспомнить Марину Ивановну».

При чем здесь Цветаева и ... Ахматова?

Журналист В.Васильева, посетив выставку «Признание в любви», посвященную творчеству Беллы Ахатовны (Музей семьи Цветаевых, Таруса) писала:

«Так что же связывало и связывает ныне известнейшую российскую поэтессу Беллу Ахмадулину с Мариной Цветаевой и Тарусой? Во-первых, с самых ранних детских лет Белла Ахатовна была поклонницей Марины Ивановны Цветаевой. Эту любовь она сохранила и пронесла через всю свою жизнь. И когда в ее жизни появилась Таруса, а затем стихи о ней, то в этих стихах очень часто упоминается Марина Цветаева.

Обстоятельства жизни Беллы Ахатовны сложились так, что она была знакома и дружна с младшей сестрой М. Цветаевой Анастасией Ивановной. Дружба эта началась в 1978 году, с момента выступления поэтессы на цветаевском вечере в Московском Литературном музее. Доклад, произнесенный Беллой Ахатовной на этом вечере, вошел в сборник "Поэт и время", посвященный 100-летию со дня рождения М. Цветаевой. Анастасия Ивановна, прочитавшая в сборнике этот доклад, написала Белле Ахатовне очень теплое письмо, где были такие строки: "Ваши слова - самые лучшие..."

Промысел или провиденье, но очень часто творчество и сам образ Б. Ахмадулиной связывали с Анной Ахматовой. В своем выступлении на вечере, где Белле Ахатовне вручалась литературная премия им А.С. Пушкина, А. Битов говорил: « У нее жест всюду. Вот в стихах я очень люблю период ее заточения, так сказать. Добровольного заточения, когда она сама себя, как боярыня Морозова, с помощью друзей заточала – то в Тарусу, то еще в какую-то другую ипостась – и писала там стихи, так близкие к жизни.

...Что казалось провинциалу, допустим, приехавшему из Ленинграда в Москву, в сени преувеличенных слав, из области в столицу? Иду я как-то утром, тяжелым утром какого-то неведомого дня из неведомо какого подъезда, почему-то оказавшегося, естественно, в районе метро "Аэропорт". Идет навстречу Белла с пуделем. Ну, значит, я .изо всех сил гашу социальные протесты – женщина с пуделем, красавица, великий поэт – и здороваюсь. И довольно-таки величественно Белла Ахатовна мне говорит: "Ну, над чем сейчас работаете?" Ну, так могла спросить Анна Андреевна Ахматова. Я говорю: "Я сейчас работаю над таким сочинением под названием «Молчание слова». Она посмотрела на меня, измерила и говорит: "А что, – говорит, – неплохое название".

Иногда ситуация, по рассказам самой Беллы Ахатовны, носила анекдотичный характер: однажды на приеме в американском посольстве Раиса Максимовна Горбачева оказалась рядом с Беллой Ахмадулиной. Раиса Максимовна спрашивает:

– А как ваше отчество, Беллочка?

Та говорит:

– Ну вообще-то Ахатовна, но все зовут меня Ахматовна...

Не опаздать с любовью...

Считается, что традиция открывать в Тарусе значимые памятники культуры была заложена в 1988 году, когда наконец-то было исполнено завещание М.Цветаевой и во время II Цветаевского праздника на высоком берегу Оки был установлен камень памяти (тарусский доломит) с надписью: «Здесь хотела бы лежать Марина Цветаева».

«Только через 27 лет после этой попытки воля Марины Цветаевой все же была исполнена. К 96-летию со дня ее рождения вполне официально был открыт в Тарусе желанный ею памятник. Пониже мусатовского холма у родничка встал черный гранит.

Были речи, стихи, цветы – и… проливной ливень, быть может,

знак неприятия этого запоздалого дара поэту. К собравшимся с приветствием обратилась Анастасия Цветаева, с теплотой вспомнив о том первом снесенном памятнике. Он был поистине воздвигнут любовью, той безмерностью чувств, которой была пронизана цветаевская поэзия.

«К вам всем - что мне, ни в чем
не знавшей меры,
Чужие и свои?!-
Я обращаюсъ с требованьем веры
И с просьбой о любви.»
Как поздно дошел до "чужих и своих" этот зов распахнутого сердца - когда и след ее могилы был потерян! А ведь такой поэт без любви не живет, дефицит любви его убивает.
«Послушаете!- Еще меня любите
За то, что я умру.»

Не услышали. Дали умереть. И памятник отняли на целых 27 лет.

А любимый дом в Тарусе разобрали на дрова и устроили на его месте танцплощадку дома отдыха.

Напрасно дочь Марины Ариадна два года хлопотала перед Союзом писателей. Он так и не выделил деньги на домик-музей. А требовалось-то всего 7 тысяч – по тому времени цена высокопоставленного банкета.» В.Васильева. Опубликовано в газете "Литературные новости" в октябре 1992 г.

В 2006 году 8 октября на XX юбилейном Цветаевском празднике в городском сквере, на берегу Оки был установлен памятник М.И.Цветаевой работы скульптора В.Соскиева и архитектора Б.Мессерера. Самое непосредственное участие в его создании и открытии принимала одна из лучших поэтесс современности Белла Ахмадулина.

В 2010 году в Тарусе был открыт памятник И.В. Цветаеву по инициативе и на средства семьи А.В. и Л. В. Щипковых. Работа скульптора А.Д.Казачка.

31 августа 2011 года, еще одно событие, которое никого не оставило равнодушным. В центре города установлен памятник работы того же скульптора герою России генералу Ефремову - «Не предавшему родину и солдат». Организаторами и дарителями помимо семьи Щипковых, как частное лицо выступил С.М. Миронов, депутат Государственной Думы РФ.

26 августа 2012 года на высоком берегу Оки был установлен памятник К.Г. Паустовскому, писателю, почетному гражданину города Тарусы. Работа и дар городу скульптора В.М. Церковникова, архитектор Н.П. Маркин.

22 марта 2013 года на здании тарусской больницы по инициативе коллектива и администрации ГП «Город Таруса» установлена памятная доска почетному гражданину г. Тарусы, Заслуженному врачу РФ В.Н.Петрову.

Так что сами видите, традиция устанавливать памятники и сохранять память в нашем городе уже существует. Со стороны органов местного самоуправления необходимо только разработать и утвердить соответствующую нормативно-правовую базу. Она нужна не за тем чтобы памятников было больше, а для того чтобы споров и конфликтов меньше.

Не судите...

Искреннюю благодарность хотела бы выразить авторам двух публикаций: «Услышьте нас» (6 марта 2013 г.) и «Что оставим потомкам?» (7 марта 2013г.). И в том и другом материалах у авторов возникают ассоциации реконструированного городского парка с пантеоном. Они действительно близки к истине. То место , которое мы сегодня называем городским парком, слава Богу как-то утихомирилось и приобрело эстетический вид. Я точно помню наличие там танцплощадки, превратившейся в последние годы своего существования в общественный туалет (за неимением такового в городе). Не все тарусяне любили это место, помню сколько жалоб было от жителей окрестных домов, на громкую музыку, антисанитарию, общее состояние территории. И на танцы туда многие не ходили, объясняя это тем, что душа как-то не принимала само место. Со временем выяснилось - почему. Сегодня уже ни для кого не секрет, что находится наш парк с картинной галереей, прихватывая землю под зданием администрации, на месте древнего погоста.

Дело в том, что до 18 века кладбищ в нынешнем понимании на Руси не было. Почти при каждом храме был погост. И только в 1774 году, во времена реформ Екатерины II вышел запрет на захоронения на территории центральных городских храмов. Стали формироваться так называемые кладбища. Но порядок этот приживался очень трудно. До недавнего времени были живы свидетели последних захоронений священников за алтарями тарусских храмов. Так что и пятые, и десятые колена наших тарусских предков нашли свой последний приют на красивом окском берегу.

В 2006 году я, как и вы, уважаемые авторы, отвергающие вариант установки памятника Б.А.Ахмадулиной в городском парке, была совершенно не согласна с установкой памятника М.И. Цветаевой за алтарной частью Петропавловского Собора. Причислив себя к стану добросовестных христианок, совершенно точно знала, где и кому следует быть похороненному или увековеченному. И теперь знаю, что не мне это решать, а тем более судить. И как сказано в одной из публикаций на тему тарусских памятников: на все воля Божия, вернее на все есть замысел Творца, его и будем придерживаться. Не могу гарантировать, что это снова закончится радугой в небе над Тарусой, но пусть она хотя бы тонкой ниточкой засветится внутри нас. Потому что «блаженны миротворцы». Потому что радуга сама по себе, символизирует связь между небом и землей . Потому что, согласно Библии, она была создана Богом после Всемирного потопа, как знак обещания никогда больше не насылать на людей потоп.

Эпилог.

«Бегом, в Тарусе, босиком, в росе,
без промаха - непоправимо мимо,
чтоб стать любимой менее, чем все,
чем все, что в этом мире не любимо.»
Строки из стихотворения «Биографическая справка».

Так Белла Ахмадулина писала о Марине Цветаевой, а кажется , что о себе напророчила.

На днях состоится заседание Городской Думы, где в числе прочих вопросов депутатам будет предложено высказать свое мнение о принятии ( или не принятии) в качестве дара городу Тарусе памятника поэту Б.А. Ахмадулиной и месте установки этого памятника в городском парке (в случае принятия дара).

Предлагаемые материалы взяты из аналитической справки по обсуждаемому вопросу комиссии по социально-экономическому развитию города и подготовлены к печати Н. Верзилиной, Главой ГП «Город Таруса»