Тарусе запущен механизм реализации одного из самых необычных и ярких градостроительных проектов. В центре города появится "Сад искусств". С одним из разработчиков этого уникального замысла – Наринэ Тютчевой – встретился наш корреспондент.

ВИЗИТНАЯ КАРТОЧКА

Наринэ Тютчева – профессор московской архитектурной школы МАРШ, генеральный директор архитектурного бюро "Рождественка" (одного из старейших в России). Согласно профессиональному рейтингу бюро (главный архитектор Петр Попов) входит в пятнадцать лучших проектных организаций нашей страны. Основными направлениями работы "Рождественки" являются градостроительные и архитектурные исследования и проектная практика в исторической городской среде, а также реставрация с приспособлением под современное использование объектов культурного наследия. Бюро неоднократно было финалистом, призером и победителем международных и отечественных архитектурных и градостроительных конкурсов. Для Тарусы Наринэ Тютчева и Петр Попов не посторонние люди, уже почти 20 лет они проводят в городе много времени в качестве дачников. Кроме того, в 2008 году в составе инициативной группы на общественных началах ими была проведена ревизия всех объектов культурного наследия Тарусы и Тарусского района. Одновременно был выполнен проект границ охранной зоны исторической застройки и достопримечательного места, который был утвержден губернатором Калужской области А.Д. Артамоновым и вошел в состав нынешнего генерального плана развития Тарусы.

- Кто стал инициатором «Сада искусств»?

- Идея создания принадлежит Исмаилу Ахметову – руководителю Фонда по поддержке образования и культуры. В свое время именно благодаря ему старое заброшенное здание бывшей больницы превратилось в детскую школу искусств. Собственно, территория, на которой предполагается создание сада, непосредственно и примыкает к школе.

Предварительная концепция сада вошла в состав предложений по развитию Тарусы, которые были изложены в процессе проведения международного проектного семинара с участием студентов и преподавателей трех вузов – МАРШ, МГУ и Confluese (Франция). На открытом общественном обсуждении результатов семинара идея создания подобного сада в этом месте получила одобрение тарусян, поэтому было принято решение доработать концепцию и представить ее на рассмотрение общественного Совета по культуре, туризму и образованию при Городской Думе.

- Кстати, как правильно будет называться новое место – "Парк искусств" или "Сад искусств"?

- Вопрос о точном названии проекта далеко не праздный и не формальный. Оно должно точно отображать содержание и смысл объекта и его функциональные особенности. Если заглянуть в Википедию, то "парк" определяется как "предназначенная для отдыха открытая озеленённая территория. Как правило, парки содержатся государством и предоставляются для отдыха всем желающим". Отчасти это определение справедливо, но только отчасти.

Проект предусматривает еще и наличие просветительской функции и объектов декоративного искусства. Поэтому для посетителей это скорее объект для созерцания и познания. В связи с этим, мне кажется, нужно обратиться к книге С.Лихачева "Поэзия садов", в которой описывается утраченная сегодня традиционная культура городского сада, выполнявшего именно подобную роль в городе. В этих садах гармонично соседствовали природа и искусство. Поэтому "Сад искусств", наверное, название более точное. К тому же слово "сад" подсознательно воспринимается как место, где что-то выращивается и по смыслу очень созвучно детской школе искусств.

Ну, и в подтверждение выбора именно этого названия, можно вспомнить знаменитое "Письмо из Тарусы" К.Г. Паустовского. Применительно к Тарусе он несколько раз употребляет слово сад. А великолепному знанию культуры и природы Константина Георгиевича точно можно доверять.

- Какие главные задачи были поставлены перед архитекторами, и в чем состояла основная сложность работы?

- Главная сложность – это место расположения предполагаемого сада. Очень ответственная площадка, находящаяся на виду у всех, и к тому же в охраняемой зоне исторической застройки.

Задач было несколько. Во-первых, градостроительная. Территория, на которой планируется создание сада, расположена в стратегически важном месте – на перекрестке, который воспринимается как "городские ворота". Поэтому проект должен соответствовать по значимости этому сюжету, но при этом адекватно отвечать сложившемуся историческому контексту и масштабу.

Во-вторых, концептуальная. Идея сада должна с одной стороны, отвечать педагогическим задачам школы искусств, а с другой стороны стать интересной и значимой для тарусян и гостей города. В-третьих, функциональная – зонирование сада должно корректно организовывать логистику внутри своего пространства и точно отвечать на пограничные ситуации вокруг площадки. Ну, и в-четвертых – архитектурная. Необходимо было найти формальный и материальный язык для объектов, расположенных в саду.

- То есть, одновременно приходилось решать комплекс задач?

- Именно так! Ведь, речь идет не о строительстве какого-то здания, а о благоустройстве заброшенной территории. Из предполагаемых объектов – некапитальная одноэтажная пергола (навес), которая расположена в глубине площадки. Она должна выполнять роль проницаемой полифункциональной ограды, отделяющей сад от гаражей, газовой подстанции и жилого дома.

На красную линию улицы выходит только входной узел, обозначенный некоей знаковой доминантой (не выше зданий существующей застройки). Весь остальной контур, выходящий на улицу – это живая зеленая изгородь. Такое решение корреспондируется с территорией больницы, которая расположена напротив через дорогу. Здание больницы находится в глубине, а на красную линию улицы выходит сквер. Если изгороди сквера больницы и сада сделать подобными, то сложится почти симметричная композиция.

С одной стороны, она будет соответствовать сюжетной задаче (городские ворота), а с другой, создаст ощущение гостеприимства при въезде в город, и с третьей, подчеркнет регулярность исторической структуры Екатерининского плана, которая сохранилась в Тарусе с 18 века, но не проявлена должным образом. Хотелось бы еще, чтобы муниципалитет заменил уродливые павильоны автобусных остановок, поскольку они тоже влияют на панорамную картинку.

- В чем определенное новаторство для Тарусы данного проекта?

- Для Тарусы подобный проект является новаторским по целому ряду причин. Во-первых – это новая для города типология – городской сад, о чем сказано выше. Во-вторых – это предложение нового для Тарусы языка для градостроительных высказываний, в-третьих – это попытка объединить частную и общественную инициативу, детей и взрослых, что уникально не только для Тарусы.

Проектным предложениям предшествовало глубокое исследование, в результате которого стало очевидным, что совместное познание и творчество делает взрослых счастливыми, как в детстве, а детям позволяет почувствовать свою значимость, как взрослым. Детям не хватает опыта и навыков, а взрослым – открытого непредвзятого мировосприятия детей. Наш сад, по сути – это попытка создать подобную "территорию детства", на которой дети и взрослые будут выращивать не только растения и произведения искусства, но и помогать становлению друг друга.

- Расскажите, пожалуйста, об основных функциональных зонах предложенного проекта?

- "Сад искусств" состоит из трех функциональных зон, что обусловлено конфигурацией самой площадки и взаимоотношениями со зданием школы искусств и прилегающими строениями. Первая зона – общественная, это собственно "Сад искусств", расположена она на участке, выходящем на перекресток. Вторая зона - для занятий, лекций, концертов и других событий – размещается по оси входа в школу. Затем, в глубине, - зона для детей: фруктовый сад и место для активного отдыха, который детям необходим. Все три зоны обрамлены перголой, которая может быть задействована для разных функций, соответствующих сценариям событий в саду.

Хотелось бы подробнее рассказать о содержании каждой из зон. "Сад искусств" задуман как место, где гармонично соединяются искусство и природа. Школа специализируется на искусстве мозаики, поэтому именно эта техника легла в основу эстетики сада. Мозаика – это целостное произведение, состоящее из мелких элементов. "Сад искусств" – это также целостное произведение, состоящее из отдельных элементов – растений и объектов. Это, по сути, трехмерная мозаика, состоящая из плоских и объемных фрагментов.

Объектами являются подиумы, выполняющие роль скамеек, основ для экспонирования скульптуры, фонтанов и самодостаточных предметов искусства. Зеленые насаждения могут быть тоже разными – от газонной травы и цветов до объектов топиарного садового искусства. Я сделаю маленький экскурс: топиарное искусство – это орнаментальное или фантазийное садоводство, искусство фигурной стрижки деревьев и кустарников. Оно считается одним из древнейших видов искусства.

Все вместе представляет собою пространство, которое может заполняться и видоизменяться во времени. Каждый элемент этой матрицы может иметь своего автора. Именно на это рассчитан процесс создания и развития сада. Таруса известна своими художниками, каждый из которых может заполнить какой-то конкретный элемент матрицы сам или по его эскизу мозаику или объект выполнят дети – ученики школы искусств.

Зеленые насаждения – это живая материя, которая в любом случае меняется во времени. Благодаря чему мы каждый сезон и каждый год можем иметь разный сад. Взращивание растений – это тоже очень важный навык, которым должны обладать дети. Здесь мы рассчитываем на соучастие специалистов – биологов, которые тоже есть в Тарусе.

"Сад искусств" будет своеобразной памятью и Николаю Петровичу Ракицкому. Это имя хорошо известно в Тарусе, благодаря чудесному саду, который он вырастил на своём участке. В том виде, в котором он был знаменит, его, к сожалению, уже нет. Новый проект – это ещё и один из ярких примеров преемственности, которая очень важна для Тарусы.

- А в чем состоит главная функциональная задача перголы и фруктового сада?

- Что касается перголы, то в зоне, прилегающей к саду, она может выполнять роль выставочной галереи. Зона событий образована амфитеатром, расположенным под навесом, крыльцом школы, который может становиться импровизированной трибуной или сценой, а также открытой площадкой между ними. Лекции, концерты, спектакли, мастер-классы – эта площадка может стать важным открытым общественным местом города.

И, наконец, фруктовый сад – это место для активного детского отдыха, приватная зона для учеников школы. Здесь они отдыхают от занятий, возделывают свой сад, играют и занимаются физкультурой. Здесь половина перголы играет роль оранжереи для подготовки растений для высадки, а вторая является основой и навесом для разных качелей, турников и тренажеров.

Необходимо добавить, что в жизни и развитии этого сада школа искусств играет ключевую роль. По сути, сад является органичным продолжением школы, ее внешней, открытой для города выставочной площадкой.

- Сроки реализации предложенного проекта?

- Хотелось бы начать реализацию проекта уже этой весной и выполнить основную часть работы к осени.

- Какая требуется помощь от жителей Тарусы и местных властей?

- Сроки реализации проекта напрямую зависят от сроков принятия решения о строительстве сада. Это, в свою очередь, зависит от городских структур, уполномоченных принимать соответствующие решения. Должны быть соблюдены все процедуры, которые необходимы для работы в охранной зоне исторической застройки, а это занимает немало времени. Но, если городу этот проект покажется важным, то можно надеяться, что этот процесс не будет затягиваться.

В то же время создание общественного городского пространства невозможно без участия жителей Тарусы. Я хочу подчеркнуть, что это наша принципиальная позиция. И это должно касаться ЛЮБОГО возводимого в Тарусе объекта. И это будет своеобразным щитом на пути появления в историческом городе всевозможных "вставных челюстей. Простите за остроту высказывания, но к некоторым объектам это сравнение очень подходит.

Поэтому мы начали эту работу с открытого обсуждения с тарусянами во время проектного семинара, затем представили его на суд Общественного совета города. Нам понравилась тональность обсуждения на этом заседании. Это говорит о неравнодушном отношении членов совета к тому, что происходит в их родном городе. Очень активно поддержала этот проект и министр природных ресурсов и экологии Калужской области В.А. Антохина. После общественного обсуждения доработанный проект будет представлен на рассмотрение специалистам историко-культурной экспертизы и градостроительному совету Тарусы.

Мы и в дальнейшем рассчитываем на диалог и позитивное отношение, готовы воспринимать конструктивную критику и пожелания.

И инициаторами этого проекта, и разработчиками, всеми нами, в первую очередь, двигала любовь и уважение к Тарусе, её людям, архитектуре, природе, традициям. Это приношение городу, который вдохновляет на творчество и позволяет свободно об этом высказаться.

Надеюсь, что радость – это именно то чувство, которое принесет Тарусе "Сад искусств".

                                                                                 По материалам газеты "Октябрь"                                                                                            

                                                                                Интервью взял Владимир ВЕНКИН, г. Москва.

                                                                               Фото О. Коленовой.